Заговорные традиции

Описание: Немного о традиционной славянской волошбе

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3560
Сообщения: 14261
С нами: 5 лет 3 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#1 Яробор » 9 мая 2016, 19:04

ЗУБЫ
"Даже если знахарка теряла всего один или два зуба, из ее практики сразу выпадало лечение довольно большого количества болезней, при котором требовался такой существенный профессиональный прием, как загрызание зубами. Этот прием использовался, в частности, при лечении таких болезней, как грыжа, ногтоеда, костоеда и подобных. Для врачевания некоторых болезней действенным считалось также опрыскивание больного водой сквозь зубы, поэтому их отсутствие резко снижало возможность выздоровления. При утрате зубов «знающим» даже лечение заговорами считалось неэффективным. Известны, однако, случаи, когда беззубая знахарка для прибавления своим действиям верности и магической силы во время лечения и произнесения заговора брала в рот предметы, наделенные в традиционном сознании признаком силы и крепости, — нож или монету."
Русская мифология. Энциклопедия . Эриашвили Н., Мадлевская Е., Павловский В.
***
"В контексте знахарских практик деньги выступают как эквивалент зубов (возможно, по аналогии с металлическими зубами).
Если у знахаря не все зубы целы, произносимый им заговор не будет иметь силы. Выйти из такого положения можно, положив на место недостающего зуба монету:
Ту же самую грыжу, говорят, загрызают, значит тоже к ней бесполезно уже обращаться, у ней нет зубов своих. <…> [А когда монету прикладывают?] Ну ведь… [Что-то сказать нужно?] Я лично ничего не говорила. Она мне просто говорила, что пусть она, эта монета, будет. Искупала, высушила — обратно ее приделала [Знатки 2013: № 123].
Обычно… но с такими зубами можно заговаривать. Они же у тебя во рту, а если зубов нету — нужно ложить в рот копеечку. С копеечкой заговаривать [Знатки 2013: № 127].
Верование, что отсутствующие у знахарки зубы можно заменить только монеткой, настолько устойчиво в описываемой традиции, что никаких других вариантов замены не отмечено."
Никита Петров, Андрей Мороз "Деньги в мифологических представлениях и обрядовых практиках: современная крестьянская традиция"
***
"Широко распространено представление о том, что колдовать может тот знаток, у кого есть все зубы. Знатки всячески пытаются сохранить способность колдовать, лечить. Так, при отсутствии недостающего зуба на его место надо вставить монету. В наше время появляются и усовершенствования — вставные челюсти, которые нисколько не мешают успешной деятельности знахарки."

"[Если у человека не все зубы свои, он может ещё заговаривать? Работают его слова?]
[БЛН:] Не может, и без зубов не может. Насколько я знаю, если человек, он знает там, и у него уже зубы выпали, он не может, уже слова будут недействительны.
[ЖТП одновременно:] Ну, да, если зубов нет, ведь не так выговариваешь.
[Что-то можно было сделать, чтобы и без зубов заговаривать опять? В рот ничего не нужно было взять?]
[БЛН:] Вот имено нельзя. Как-то хлеб... жевали хлеб и на хлеб, видимо, наговаривали, но уже без зубов, вот, если бабушка знает, вот это, какой там наговор, да она без зубов, да как? Нет, наверно. Отказывается, наверно, скажет, что «у меня и зубов нет», и... ничего, уже не то.
Смольянец-Гридинская, 2010, БЛН, ЖТП"

"«Слушай, — говорит (ну, он меня быу старше, конечно, он фронтовик быу), — слушай, — говорит, — Шура, давай я тебе, это колдовство передам. У тебя, — говорит, — зубы есть, давай я тебе передам ». [Нужно, чтобы зубы все были?] Чтобы зубы были — он мне так объяснил, этот сосед, мужик, Пансофий Васильич был такой, вот он, его хата стоит рядом."

"Ещё одно существенное ограничение заключается в том, что произносящий заговор должен иметь все зубы целыми, в противном случае заговор не подействует. Обойти это требование можно, положив в рот монету."

" [У того, кто заговаривает должны быть все зубы?] Да, должны быть зубы, у меня зубов нет, у меня чужие зубы... Да, чужие зубы. Обычно... но с такими зубами можно заговаривать. Они же у тебя во рту, а если зубов нету — нужно ло- жить в рот копеечку. С копеечкой заговаривать. [Обязательно одну копеечку или любую монету?] Да-да. Любую монетку положить в рот, чтобы... копеечку одну, чтобы одна копеечка была-то. Положишь и заговаривашь."

Мороз А.Б., Петров Н.В. - Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере.
***
"На Русском Севере полагали, что колдун рождается в «сорочке» или с двумя рядами зубов. При этом верили, что колдун обладает своей силой только до тех пор, пока у него целы все зубы. Поскольку по славянским верованиям жизненная сила таится не только в зубах, но и в ногтях, колдун никогда не стрижет ногти."

"При встрече с колдуном нельзя смотреть ему в глаза, а нужно сложить кукиш. Охраняют от колдуна и специальные заговоры, а также трава одолень (под которой часто понимают валериану). Лишить колдуна магической силы можно, если бить его до крови или сбрить ему бороду, или выбить зубы. По другим поверьям, колдуна можно обезвредить, если ударить наотмашь левой рукой. Считалось, что колдуна можно убить медной пуговицей или если бить осиновым поленом его тень."
Е. Левкиевская
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3560
Сообщения: 14261
С нами: 5 лет 3 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#2 Яробор » 9 мая 2016, 19:35

Как нужно платить знатку?
Плата, которую дают знаткам, условна. Распространено представление, что знатки не берут денег за работу, однако принимают подношение чаем, сладостями, тканями. Если же знатки всё же берут деньги, они это делают особым образом, не называя конкретной суммы и не принимая их в руки: заказчик кладёт заранее известную сумму или сколько не жалко на стол, комод и т. п. Те же ограничения накладываются и на устную благодарность: часто знатки запрещают заказчикам говорить им «спасибо», мотивируя это тем, что слова не подействуют. В целом сельские знатки, скорее, оказывают помощь бескорыстно (по крайней мере, формально), что не мешает, разумеется, тем, кому они помогают, одаривать их. В городах же, даже в небольших районных центрах, картина иная — там отмечается большая «коммерциализация» услуг знахаря, по всей видимости, под влиянием особенностей городской жизни.
Мороз А.Б., Петров Н.В. - Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере.
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3560
Сообщения: 14261
С нами: 5 лет 3 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#3 Яробор » 17 мая 2016, 7:05

Продолжение про зубы.
Неофит заставляет старого колдуна повиснуть вниз головой, ногами к матице, и выплюнуть собственные зубы. Потеря зубов означает лишение жизненной, магической силы и соответственно смерть колдуна как ритуального специалиста: «Без зубов это уже не колдун, у него все будет недействительно» [Кузнецова 1997: 117]. Кроме того, по архаическим представлениям, зубы — это зародыши жизни [Мазалова 2001]. Выпадение зубов у более слабого колдуна сопоставимо с рождением детей у молодых.
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3560
Сообщения: 14261
С нами: 5 лет 3 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#4 Яробор » 31 мая 2016, 9:20

ЗАРЯ — световое явление, возникающее при восходе и заходе солнца, время совершения магических действий.

Время, когда солнце садится за горизонт, считалось особенно ответственным и опасным: люди оставляли свои повседневные занятия и молились, чтобы солнце не покинуло их навсегда и утром вернулось обратно. На закате не спали и даже будили малышей, ибо это сулило скорую смерть (ср. Бдение).

Заговоры произносили, как правило, на утренней или вечерней ЗАРЕ, обращаясь утром — к востоку, а вечером — к западу. При этом в заговоре описывался момент, когда уже показалось солнце, но месяц и звезды еще не исчезли и лишь постепенно тускнеют на небе: “Восстану я, (имярек), на заре, на утренней, на восходе солнышка, на закате месяца и на покрытие звезд...” В восточнославянских заговорах от детской бессонницы “зарю-заряницу, красную девицу” просят забрать у ребенка крик и вернуть ему сон. В заговорах к зорям обращались по имени, называя вечернюю Маремьяной, а утреннюю Марией.

В фольклоре утренняя ЗАРЯ обычно называется “ясной”, а вечерняя — “темной”. Согласно поверью, солнце к вечеру темнеет от созерцания греховных человеческих деяний, а ночью умывается в море и утром поднимается чистым и ясным. На древнерусских миниатюрах утренняя и вечерняя зори изображались в образах двух женщин — соответственно огненно-красного и зеленого цветов (ср. Вечорку. Зорьку и Полуночку в русской сказке).

В белорусских свадебных песнях повествуется о браке месяца-жениха и утренней ЗАРИ или солнца — невесты .

По цвету ЗАРИ на Руси гадали о будущем. Так, в “Слове о полку Игореве” кровавый восход предвещает русскому войску поражение, а в “Сказании о Мамаевом побоище” ночное видение “огненных зорь”, наоборот, является знамением грядущей победы.

Славянская мифология: энциклопедический словарь — М.: Эллис Лак, 1995
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3560
Сообщения: 14261
С нами: 5 лет 3 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#5 Яробор » 5 июня 2016, 20:55

Когда и как осуществлялась передача заклинательного искусства?
-Передавала бабушка в разные дни.Скорее всего по фазам луны.Луна была разная:то она полная,то она растёт,то убывает.Заговоры передавались в разное время суток. Если,допустим,по ветру насылаются (любовные присушки)-это передавалось на восходе.На заходе тоже передавались любовные заговоры-отсушки.Можно было и на болезни.Вот это передавалось только на заходе,вечером.И ещё интересно:допустим присушки она мне не передавала в один день с отсушками.
-Расскажите,пожалуйста,об одной из передач заклинаний
-Перед тем как идти,она меня сама кормила.Но я бы не сказала,что одним и тем же.Она сама что-то готовила..это были либо фрукты,либо овощи.Потом-молитву не молитву,но что-то она шептала.Потом садились,она молчала..Да вот,знаете,как перед дорогой.И вот посидим,помолчим.Шли довольно спокойно,я даже любовалась местами-она места интересные выбирала.Но она все больше молчала.. Нельзя было заплетать и расчесывать волосы!Они были как с ночи лохматые,а они у меня длинные были!У неё был платок,но она тоже не расчесывалась.А я без платка.Я сейчас рассказываю как она мне передавала любовный наговор на пищу..Пришли-она выбрала речку-еще солнце не взошло.Мы сели на берег сначала.Правой рукой она очень сильно держала меня за левую руку.И вот она одной рукой бросала зерно,когда начало всходить солнце,а второй держала меня и говорила на зерно.Не просто как стихотворение проговаривала текст,а нараспев.И потому это легко запоминалось!Никогда она так не напевала когда работала.Работала спокойно,вот как читается молитва-погружаясь в себя;как будто ее здесь нет.Никогда не работала нараспев-только шепотом!
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Белояра F
Аватара
Белояра F
Репутация: 140
Сообщения: 1737
С нами: 4 года 3 месяца
Откуда: Пятигорск

#6 Белояра » 5 июня 2016, 20:59

Это о ком написано? Или просто как пример?
Чтобы ты не делал за спиной у людей — ты делаешь это на глазах у Богов.

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3560
Сообщения: 14261
С нами: 5 лет 3 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#7 Яробор » 5 июня 2016, 21:09

Откуда-то из этнографии взято, точно не знаю, текст не мой.
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3560
Сообщения: 14261
С нами: 5 лет 3 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#8 Яробор » 27 января 2017, 9:36

Понятие долга в магии.

Тот, кому вы должны, независимо от того, кто это будет - человек, система или тонкоматериальная сущность, имеет право на вас и на вашу жизнь до тех пор, пока вы не рассчитаетесь. Таков Закон.

Ваша жизнь и любые события, происходящие в ней, будут формироваться первопричинно из необходимости платить по счетам. И это будет определяющим всей вашей жизни – сначала рассчитываемся за то, что уже взято, и только потом – за все остальное.

Если в своей жизни вы получил что-то не по своему праву, а в кредит, авансом за будущие достижения – образуется долг.

Информация, сила, энергия, поддержка, помощь, защита – если все это дано вам, потому что вы просили, желали или хотели, но не имели на это право - образуется долг. Если ресурс был передан дарителем добровольно без вашей просьбы или желания, долга нет. Именно поэтому во всех религиях и системах так высоко ценится добровольная жертва, так как она не предполагает последующего расчета для того, кто жертву принимает. Но если просили, желали, сами принял решение, сами взял ресурс не по праву или заплатили за него слишком мало, образуется долг.

Смерть баланс не обнуляет, долг не списывает, а лишь фиксирует его, поэтому абсолютно неважно, когда вы будете платить - в этой жизни, в следующей или еще через пару жизней. Просто с каждым воплощением, с каждой инкарнацией долг увеличивается в разы.

В шаманизме существует такое понятие, как Асты - плата за лечение, за комлание, за ритуал.

Когда шаман покидал больного, полагалось открыть перед ним дверь и проводить до самой его юрты. В обязательном порядке пациент преподносил ему асты — плату за лечение. Размер вознаграждения зависел от имущественного положения больного. Состоятельные люди могли преподнести в дар шаману овцу, козу, теленка, двухлетнего быка, несколько голов мелкого или крупного рогатого скота, коня с седлом и наборной серебряной сбруей. Животных, отданных шаману, отводил к его аалу выделенный для этой цели погонщик.

Бедные больные предлагали в качестве вознаграждения за камлание войлочное покрывало, войлочный ковер с узорами, аркан и конские путы, а женщины-вдовы — две-три выделанные шкуры барана.

Очень бедные люди отдавали в асты ПОСЛЕДНИЕ личные вещи и предметы украшения; мужчины — летний халат (тон), шубу, огниво, нож и чалаа-кара из черных шелковых ниток, которую прикрепляли раньше к кончикам кос; женщины — кольца, чавагу из серебряной орнаментированной пластинки, которую получали в день свадьбы и носили в косах, боошкун — ожерелье из бус, которое прикреплялось к кончикам кос.

Расплачиваясь с шаманом, тот, кто пригласил его к себе, должен был принести символическую жертву и его атрибутам. Она состояла из шести предметов, употреблявшихся в повседневной жизни. Это элдик — мешочек, манчак — шнурок из кожи дикого козла, скрученные сухожилия для шитья, иголка, кожаный наперсток и горсть курительного табаку, хранящиеся в том же мешочке. После камлания их вручали шаману. По возвращении шамана домой горсть табаку выкуривали его соседи, а другие дары хранились в неприкосновенности среди шаманских атрибутов.

Силы не любят человека за тупость, жадность и завышенное самомнение. Вы все еще верите в то, что можете просто брать!?...Ну-ну.
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Сергей А 43 Яранск
Сергей А 43 Яранск
Репутация: 0
Сообщения: 1
С нами: 1 год 10 месяцев

#9 Сергей А 43 Яранск » 1 февраля 2017, 17:23

Шаманы, экто, конечно, интересно. Но хотелось бы какого-то сравнения с русскими ведунами.
Изображение

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3560
Сообщения: 14261
С нами: 5 лет 3 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#10 Яробор » 1 февраля 2017, 19:19

А было ли принципиальное отличие? :smoke:
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"


Вернуться в «Славянская волошба»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость